Архип Платонов

Автор

Греческая колонизация | Античное наследие России

Великая греческая колонизация – грандиозное историческое явление по своим масштабам и значимости не уступающее эпохе Великого переселения народов.
В этот навсегда изменивший ход мировой истории процесс оказались вовлечены государства и народы, населявшие обширные территории Северо-Западного Средиземноморья, Апеннинского полуострова, Северной Африки, Малой Азии и Причерноморья.
В современной России известны четыре географические зоны, освоенные в древности греческими колонистами – это полуостров Крым, Тамань, Черноморское побережье Краснодарского края и Приазовье. Таким образом, Россия с полным на то основанием, входит в клуб стран, на территории которых представлены памятники древнегреческой цивилизации.
Античные города, большие и малые

Удивительно, но об античных памятниках мирового уровня, широко представленных на территории нашей страны, россияне знают довольно мало.
Конечно, Пантикапей (Керчь) и Херсонес хорошо известны заинтересованной публике. Последний, как представляется, еще и очень неплохо финансируется государством в последние годы.
О музее-заповеднике «Фанагория» большинство наших сограждан узнали во многом благодаря президенту РФ, и его знаменитой находке двух древних амфор на дне Таманского залива, летом 2011 года.
Сегодня на территории памятника функционирует крупный исследовательский центр созданный на средства фонда Олега Дерипаски сопровождавшего, как рассказывают, Главу государства во время того памятного визита.
А вот Танаис и Горгиппию знают уже меньше, как и Малые города Боспора такие как Мирмекий, Нимфей, Тиритака, Гермонасса, Киммерий, а также множество других городов и поселений той эпохи. И совсем уж немногие смогут что-то рассказать о древнейшем поселении обнаруженном на территории современного Таганрога или об уникальных находках на раскопках Большой греческой колонии в дельте Дона.
Тем не менее, последние годы много делается для восстановления исторической справедливости. Так в 2020 году широко отмечалось 2500-летие первого государственного образования основанного на территории России – Боспорского царства. Подчеркнем, первого государственного образования.
Так чем же земли, ставшие частью Российской Империи в 18 веке, были так привлекательны для эллинов?
Как все начиналось

Первые греческие колонии на черноморском побережье датируются третьей четвертью 7 века до н.э. В целом же, берега Черного моря были заселены очень быстро, на их освоение ушло приблизительно четверть столетия.
Причина такой активности вполне очевидна, ведь Северное Причерноморье – единственная доступная грекам территория, выходящая в Евразийский степной коридор. Основанные здесь поселения позволяли колонистам вести торговлю с племенами, населявшими Великую степь на всей ее протяженности, от дельты Дуная до границ Китая.
Однако, на ранних этапах освоения эллинами Причерноморья, все было очень непросто. Так, совершая свои первые морские экспедиции греки полагали, что преодолев пролив Боспор Фракийский (Босфор) они попадают прямиком в открытый Океан – величайшую в мире реку (безбрежную водную стихию), омывающую, по их представлениям, землю и отделяющую реальный мир от потустороннего. Возможно, отсюда и возникло название Понт, что означает – Море, без каких-либо дополнительных характеристик или определений.
Представления о Понте, как о чем-то суровом и даже враждебном были отражены в античных мифах и легендах. Скажем, Боспор Киммерийский (Керченский пролив) виделся древним грекам воротами в царство мертвых. А во многом благодаря знаменитой трагедии великого драматурга Еврипида «Ифигения в Тавриде», Северное Причерноморье неизменно ассоциировалось у эллинов с леденящими кровь рассказами о жестоких обычаях тавров – древних племен, населявших горные массивы современного Крыма.
Вот что пишет об этом Геродот: «Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубиной по голове. Одни говорят, что тело они сбрасывают вниз со скалы… а голову втыкают на кол; другие же соглашаются с тем, что голову втыкают на кол, однако говорят, что тело не сбрасывают со скалы, но предают земле. Сами тавры говорят, что то божество, которому приносят жертвы, — это Ифигения, дочь Агамемнона. С врагами, которых захватывают в плен, они поступают следующим образом: каждый, отрубив пленному голову, несет ее к себе в дом, затем, насадив на длинный кол, ставит ее, высоко поднятую, над домом, чаще всего над дымоходом... Живут же они награбленной добычей и войной».
Остальные же территории Северного Причерноморья и Приазовья греки определяли как скифские земли. Справедливости ради, ранние сообщения античных авторов об обычаях и нравах скифов мало чем отличались от описания приведенного выше.
Так Понт получил свое первое определение Аксинский – «Негостеприимный».
Подобное положение дел продлилось несколько столетий, а уже со второй половины 6 века греки меняют его именование на прямо противоположное по смыслу. Именно в это время в Причерноморье наблюдается резкий рост количества греческих колоний. Осваиваются прибрежные территории не только Черного, но и современного Азовского моря – древней Меотиды. По выражению Цицерона, греческие колонии представлялись каймой, пришитой к обширной ткани варварских полей.
Сегодня, самым древним поселением, основанным греками на территории России считается Таганрогское поселение, расположенное в центе современного Таганрога у подножья Каменой лестницы. Ученый датируют этот археологический памятник последней третью 7 века до н.э.
Таким образом, начиная с 7 века и до самого конца античного периода Приазовье и Северное Причерноморье становиться для многих поколений греческих колонистов в самом прямом смысле родным домом. И, вероятно, в благодарность за это эллины нарекают его Понтом Евксинским, что буквально означает – Гостеприимным.
Кто эти люди

Еще со времен Гесидота известно деление эллинов на четыре основные ветви – ионийцы, дорийцы, эолийцы и ахейцы. Эти племенные группы по преимуществу и составляли население крупнейших городов-государств античной Греции. Среди них абсолютным лидером по количеству выведенных колоний был ионийский Милет.
Что же касается колоний Северного Причерноморья, то здесь наблюдается интересная закономерность, практически все они основаны выходцами из Ионии (область в центральной части западного побережья Малой Азии). Исключением стал лишь Херсонес, появившийся позднее и основанный дорийцами, прибывшими в Тавриду из Гераклеи Понтийской.
На протяжении нескольких столетий с 750 по 490 гг. Иония была средоточием наиболее ярких проявлений греческого культурного феномена, а город Милет – «жемчужина Ионии» – как говорил о нем Геродот, по могуществу и процветанию значительно превосходил Афины и Спарту.
Милет можно с полным правом считать величайшим полисом того времени. Этот город справедливо называли славой Ионии и славу эту ему принесли, в том числе многочисленные колонии (по некоторым источникам от 70 до 90) основанные переселенцами уже к 6 веку до н.э.
Во многом, фактором определяющим культурный феномен Милета стало его уникальное географическое положение. Это был полис, расположенный на стыке цивилизаций, обладающий удобными безопасными гаванями, открытый для торговли и культурного взаимодействия.
Отдельную важность для ионийцев приобрела возможность учиться у величайших цивилизаций древнего мира. Так, например, путешествие морем из Милета в Египет, где полис имел торговое представительство, занимало меньше недели.
Иония дала миру целую плеяду знаменитых философов и мыслителей. В их числе «отец философии» Фалес Милетский, чье имя в перечне величайших мудрецов древности неизменно стояло первым. Знаменитый историк и географ Гекатей Милетский. Самый известный математик всех времен Пифагор был родом с ионийского острова Самос. Прославившийся в Афинах философ Анаксагор – уроженец Клазомен… И это далеко не полный список имен выдающихся сынов Ионии слава о которых дошла до наших дней. Принято считать, что первые философы Греции, по крайней мере, большинство из них либо выходцы из Ионии, либо имеют к ней прямое отношение.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что крупнейшие города Ионии такие как Милет, Эфес, Фокея и др, стали ведущими культурными и торговыми центрами древнего мира в архаический период его существования, и во многом определили вектор развития античной цивилизации на столетия вперед.

Конечно, это беглое описание не дает сколько-нибудь устойчивого представления о том, что собой представляли города Ионии времен рассвета. Но, возможно, это послужит хотя бы некоторым намеком на то, кем были те просвещенные граждане городов-государств Эгейского побережья Малой Азии, которые уже с 7 века до н.э. стали активно осваивать побережье Черного и Азовского морей и, казавшиеся до той поры столь суровыми и неприветливыми, скифские земли.


Боги и герои
Прежде чем продолжить, необходимо отметить принципиально важную деталь: с момента своего основания греческая колония становилась своего рода суверенным государством. И могла позволить себе вести независимую политику, оставаясь полностью автономной от влияния метрополии.
Вообще же эллины считали, что имеют все основания на заселение этих территорий. Подобное убеждение они черпали из мифов и легенд, которые греки хорошо знали и неизменно чтили.
Важно понимать, что греки никогда не относились к мифу как к вымыслу. События и герои, ставшие частью мифологической истории Греции, воспринимались эллинами как подлинные и достоверные.
Так, согласно их представлениям, первым греком, посетившим суровые скифские земли был Геракл, вероятно наиболее популярный герой древнего мира, сын громовержца Зевса и Алкмены.
Если верить легенде записанной Геродотом, а греки верили и верили безусловно, Геракл прибывший в тогда еще необитаемую страну встретил Ехидну полуженщину-полузмею, которая хитростью вынудила героя вступить с ней в любовную связь. Результатом этой близости стали рожденные змееногой девой сыновья. Одно­го назва­ла она Ага­фир­сом, дру­го­го Гело­ном, а млад­ше­го Ски­фом. «От это­го Ски­фа, сына Герак­ла, и про­изо­шли все скиф­ские цари». Так, по чудесному стечению обстоятельств, самый знаменитый персонаж древнегреческих мифов стал родоначальником династии скифский царей.
Геракл не единственный античный герой, напрямую ассоциируемый с Северным Причерноморьем. Древнегреческие авторы, во множестве вариаций, передают нам историю о славной жизни и трагической гибели легендарного участника Троянской войны Ахилла. Правда, есть один нюанс – со скифскими землями эллины связывали лишь посмертное существование «богоподобного» героя.
Опираясь на подобное видение исторического прошлого, воспринимая себя не только прямыми потомками, но и, следуя этой логике, старшими братьями скифов, греки пришли к выводу, что земли на северных берегах Понта принадлежат им по праву.
Так, прямые потомки Геракла, обратившись к оракулу Аполлона с тем чтобы узнать благоволят ли боги их начинаниям, отправлялись на самый край ойкумены (обитаемого мира). Где в гостеприимных и не очень гаванях, среди грозных варварских племен, с которыми будущим колонистам еще придется налаживать торговые связи и находить общий язык, эллины надеялись обрести свою вторую родину.

***
Сюжеты древнегреческих мифов и легенд нашли свое отражение в работах античных мастеров. В образцах столовой посуды, элементах декора зданий, на чудом сохранившихся древних фресках. Все эти бесценные находки бережно хранятся в фондах и экспозициях крупнейших отечественных музеев.

Чего стоит Эрмитажная коллекция, отдел античного мира – один из старейших в этом знаменитом на весь мир музее. Кроме ведущих музеев Москвы и Петербурга богатыми фондами и уникальными экспонатами славятся Керченский музей-заповедник, Херсонес Таврический, Фанагория, Азовский музей, Танаис, Горгиппия…

Великолепные экспозиции этих музеев позволяют нам совершить путешествие во времени, и понять, какой глубокий след оставили древние греки в нашей истории и культуре.