Посты

Легенда о Золотом коне: азовский вариант и археологические открытия

Блог
Друзья, пришло время завершить цикл посвященный легенде о Золотом коне и сегодня снова я возвращаюсь к тому с чего начала – азовскому варианту легенды.

Напомню, что в Азове рассказывают о Золотом коне, которого спрятали турки, покидая крепость после того, как ее взял Петр I. То есть азовский вариант легенды несколько отличается от большинства историй распространенных в нашей стране, поскольку в них создание Золотого коня приписывают Чингисхану и его потомкам. Также особняком стоят две версии – самая старая, и наверно, изначальная легенда – о коне царя Митридата, и легенда о коне рязанского князя Ярослава Святославича. Кроме того, в одном краеведческом тексте попадалось мне упоминание о Золотом коне Александра Македонского, но никакой информации об этот кладе я не нашла. Вероятно автор ошибся, поскольку говорил о том, что ищут коня Македонского под Анапой. А там, как известно, ищут и периодически «находят» коня Митридата.

Теперь вернемся в город Азов. Помимо основной версии, согласно которой Золотого коня турки закопали, и даже сейчас, в наше время точно знают, в каком месте его найти, есть еще одна, «казачья» линия этой истории. Согласно этому варианту, Золотого коня похитили казаки, во время удачного набега. Уходя от погони, они спрятали золотую скульптуру в одном из рукавов Дона. Конь стоит на дне, прикованный цепями к берегам и некоторые люди его видели, но достать не смогли. Потому что конь этот «заговоренный».

И так, все варианты легенды мы, кажется, рассмотрели (если знаете еще одну – пишите, это очень интересно). Но мне хочется рассказать об одной удивительной находке, которая была сделана в Азове в 1986 году.

Приморский отряд археологической экспедиции Азовского музея возглавляемый Евгением Ивановичем Беспалым, при раскопках могильника «Дачи», в разграбленном кургане, относящегося к последней четверти I века, обнаружил тайник. В нем были спрятана золотая конская упряжь (фалары, с халцедоновыми, агатовыми, бирюзовыми и гранатовыми вставками), золотой браслет и парадный кинжал, рукоять и ножны которого были обложены золотом и инкрустированы бирюзой и гранатом. А еще в тайнике была сложенная в несколько раз золотая накидка на лошадь, состоящая из более чем 15 тысяч золотых бляшек разной формы.

Сегодня этот клад – жемчужина коллекции Азовского музея-заповедника. И именно там, мне однажды удалось услышать очень интересную версию легенды о Золотом коне. Было это много лет назад. Я привела в музей своих столичных друзей, и когда мы осматривали экспозицию золотой кладовой, туда вошел арихиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (возглавлял епархию с 1995 по 2011 год) в сопровождении музейного начальства. Восхитившись великолепием древней золотой попоны, он сказал:

– А может, это и есть знаменитый Золотой конь? Почему бы не допустить такую возможность? Те, кто видел коня в таком убранстве, наверняка на всю жизнь запомнили его, и рассказывали о нем своим детям и внукам. И так рассказ этот стал легендой, которая дошла до нас.

И, знаете, версия священнослужителя мне показалась имеющей права на существование. Да, речь идет не о скульптуре коня, но вы просто представьте себе как выглядел конь того сарматского вождя, покрытый золотой попоной? Ослепительное зрелище. Незабываемое. А может, такое роскошное убранство коня было модным трендом среди вождей кочевников, а потому и легенд о Золотом коне на Великой Русской равнине так много? Впрочем, не будем гадать. Понятно только одно – скульптуру коня из чистого золота так и не нашли, но золотая попона у нас уже есть. И ею можно полюбоваться в Азовском музее-заповеднике. Так что – приезжайте. Ждем.

Автор: Татьяна Стаценко