Архип Платонов

Автор

Киммерийцы: что известно о грозных завоевателях Передней Азии

Киммерийцы – овеянный легендами древний народ, достоверную информацию о котором ученые по сей день собирают буквально по крупицам.
Существует три типа источников, из которых современные исследователи черпают сведения о земле Киммерийской и народе ее населявшем. Это античная традиция, немногочисленные Ассирийские и Вавилонские клинописные тексты, а также археологические памятники, расположенные на обширной территории от степей Северного Причерноморья до древних государств Передней Азии.
Изображение киммерийца на древнегреческой вазе, 7 век до н. э.
Изображение киммерийца на древнегреческой вазе,
7 век до н. э.

Вход в Аид


Первый и, вероятно, наиболее известный широкой аудитории источник – это античная традиция. Однако необходимо отметить, что большая часть древних текстов относятся ко времени, когда Киммерийцы как этнос уже исчезли, покинув историческую сцену.
Одним из немногих известных нам современников эпохи разрушительных киммерийских походов в Переднюю Азию, был великий греческий поэт Гомер. Лишь раз в своих бессмертных творениях он упоминает киммерийцев, при этом в довольно своеобразном контексте.
Речь идёт о поэме «Одиссея». По сюжету поэмы богиня Церцея указывает Одиссею дорогу в царство Аида, чтобы разыскав там слепого провидца Тиресия спросить совета – как благополучно вернуться домой после длительного и опасного путешествия и узнать, что за испытания судьба уготовила ему на родине.
…Раньше, однако, другую дорогу свершить вам придется, —
Съездить в жилище Аида и Персефонеи ужасной.
Должен ты там вопросить Тиресия фивского душу, —
Старца слепого, провидца, которого ум сохранился.
Разум удержан ему Персефоной и мертвому. Души
Прочих умерших порхают в жилище Аида, как тени.
… Все он тебе про дорогу расскажет, и будет ли долог
Путь к возвращенью домой по обильному рыбами морю. —
Так говорила.
…Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.

Перевод В.В. Вересаев.
Вот в таких декорациях – на самом краю обитаемого мира, возле входа в Царство мертвых, греки впервые встретились с киммерийцами.
Определить точную геолокацию этого мрачного и таинственного места не представляется возможным. Есть мнение что, чем дальше продвигались греки вглубь неизведанных ранее территорий, тем дальше – в их представлении – отодвигался вход в Аид как, впрочем, и другие легендарные земли населенные Богами и Героями древней Эллады.
Единственное, что можно сказать определенно, так это то, что самой дальней и самой северной колонией греков был Танаис. Город расположенный в дельте одноименной реки Танаис – современного Дона. Правда, основан он был значительно позже событий описанных в бессмертной поэме.
«Одиссея» не единственное произведение, в котором упоминаются Киммерийцы. Тут надо отметить одну характерную для греков особенность. Вероятно из-за большой популярности произведений Гомера, поздние авторы, не нарушая традиции, помещали киммерийцев туда, где по их представлениям находился вход в Царство мертвых. А мест таких, если верить источникам, было немало.
Помимо мифологического измерения, киммерийцы были известны грекам, а после и римлянам как исторический народ, воинственное племя прославившееся своими военными походами и разрушительными завоеваниями городов Передней Азии.
Так отец истории Геродот, живший на два века позже киммерийцев, считал их предшественниками скифов и неоднократно упоминал их в своей Истории. По его версии скифы изгнали киммерийцев из степей современной Восточной Европы, что и послужило причиной их миграции в Переднюю Азию.
О народе киммерийском письменных свидетельств оставлено немало. Но не стоит забывать, что описывают они «дела давно минувших дней» и подлинная историческая информация в этих сообщениях зачастую беспорядочно перемешана с разного рода фантазиями и догадками авторов.
Редким исключением является переданная Страбоном строчка древнейшего из элегических поэтов Каллина жившего в середине 7 в до н.э. Беспокоясь о судьбе своей родины, в момент когда киммерийцы подходили к его родному городу Эфесу, он восклицал – «ныне же войско преступных/ужасных киммерийцев (на них) наступает». К сожалению, других сообщений о столкновении киммерийцев с греками, зафиксированных современниками этих событий, античная традиция нам не оставила.

Изображение киммерийцев на ионийском саркофаге 6 век до н.э.

«Как нашествием саранчи, вся Лидия была покрыта ими»


Следующий тип письменных памятников, по которым можно сложить впечатление о киммерийцах – это Ассирийские и Вавилонские тексты. Здесь уже никакого мистического плана исследователи не наблюдают. В противоположность греческим они были созданы в те времена, когда киммерийцы вторглись в пределы Передней Азии, и описывали актуальные события современной им истории.
Первые найденные клинописные таблички датируются концом 8 в до н.э. – временем правления ассирийского царя Саргона II. Это тексты – донесения ассирийских шпионов, описывающие некое военное событие, связанное с государством Урарту. А именно, речь идет о разгроме урартских войск киммерийцами в 714 году до н.э.
В результате этого столкновения верховный командующий урартской армии был пленен, а сам царь позорно бежал, бросив свою армию на милость победителя. Важно отметить, что армия Урату была одной из лучших армий того времени.
По всей видимости, киммерийцы, в полной мере осознав свою военную мощь, принялись атаковать одно государство Передней Азии за другим.
Так в 675 году до н.э., они нападают на Фригию – крупнейшее государство на западе Малой Азии, и разоряют ее столицу город Гордион. Правящий в ту пору царь Мидас – тот самый Мидас, мифический предшественник которого был одним из самых популярных персонажей в античной литературе – потеряв надежду на спасение, покончил жизнь самоубийством, по одной из версий выпив бычьей крови. Это событие отражено одновременно и в клинописных, и в античных текстах.
Кстати, по легенде, именно здесь, в главном городском храме хранился знаменитый Гордиев узел, который разрубил Александр Македонский.
Вот еще одно сообщение, которое ярко характеризует масштабы киммерийских завоевательных походов – Царь Лидии Гиг (конец 670-х – начало 660-х гг до н.э) жалуется ассирийскому царю Ашшурбанипалу: «как нашествием саранчи, вся Лидия была покрыта (ими)». А уже в 644 г. до н.э киммерийцы под предводительством Лигдамиса, полностью разгромят Лидию, разрушат столицу государства – Сарды, и убьют царя Гига.
Следом были атакованы и несколько греческих городов. В том числе Эфес, где по некоторым данным, было разграблено знаменитое святилище Артемиды.
Вскоре после этих событий в 641 г., во время попытки вторжения в Ассирию, умирает от болезни легендарный вождь киммерийцев Лигдамис. На этом славная история киммерийских походов постепенно подходит к концу. Кроме того, после 639 года клинописных ассирийских текстов становится все меньше, а с ними исчезают и письменные свидетельства о киммерийцах – грозной силе, на протяжении десятилетий, державшей в страхе и трепете народы Передней Азии.

Археологическая проблема


Вопрос кем были киммерийцы, с археологической точки зрения, до сих пор вызывает споры в научной среде.
Наиболее устоявшееся представление рисует нам киммерийцев, как предшественников скифов. Опираясь в своих выводах на ретроспективные сообщения Геродота ученые, разделяющие эту гипотезу, выделяют пласт «доскифской» культуры – в частности Новочеркасскую и Черногоровскую и соотносят ее с киммерийским этносом. В этом контексте распространенный термин «киммерийская культура» следует понимать как условное обозначение «предскифской» культуры Северного Причерноморья (степей Украины и юга России).
Но существует и альтернативная точка зрения. Так авторитетный российский историк-антиковед и востоковед Аскольд Иванчик, в своих работах посвященных киммерийцам предлагает иной взгляд на проблему.
Он обращает внимание на два уязвимых аспекта в доминирующей гипотезе.
С одной стороны изучение Геродота показывает, что далеко не все его сообщения следует понимать буквально. Их достоверность не самоочевидна и должна быть доказана.
С другой стороны, за последнее десятилетие потеряло актуальность представление о жесткой взаимосвязи между археологической культурой и этносом. Поскольку, стало очевидно, что носителями одной археологической культуры могут быть разные этносы. А один и тот же этнос не всегда соответствует одной археологической культуре (как совокупности материальных памятников и артефактов, которые относятся к одной эпохе, и имеют общие черты).
Итак, по мнению А. Иванчика, для того чтобы разобраться к какой археологической культуре принадлежали киммерийцы, необходимо выделить зону, где их присутствие было бы надежно зафиксировано письменными источниками. В тоже время эти территории должны быть свободны от скифов, поскольку с археологической точки зрения у этих двух этнических групп схожие памятники (те и другие были кочевники номады), и достоверно различить их не удастся.
Так, например, Причерноморье, по понятным причинам, для этой цели не подходит. А вот Передняя Азия, это как раз та территория, где в течение 3 первых четвертей 7 в. н.э., письменными источниками фиксировалось присутствие исключительно киммерийцев. Скифские же походы, в этот исторический период, отмечены только к востоку от Ассирии.

СПРАВКА: Прежде чем продолжить, кратко напомним об основных элементах скифской культуры. Существует несколько базовых археологических признаков, по которым определяют, является ли найденное захоронение скифским. Это знаменитая скифская триада – оружие (стрелы и меч акинак), конское снаряжение и звериный стиль.

В результате раскопок последних 30-40 лет в Передней Азии было обнаружено некоторое количество кочевнических комплексов и отдельных предметов кочевнического искусства, которые относятся к интересующему нас периоду. Найденные памятники находятся неподалеку от тех мест, где письменными источниками упоминаются киммерийцы.

При исследовании одного из таких комплексов было обнаружено захоронение смешанного типа, где наряду с предметами местного производства, зафиксированы находки содержащие элементы скифской триады. Еще одно изученное погребение оказалось полностью скифского типа.

Кроме того на территории Малой и Передней Азии встречается довольно много находок отдельных предметов характерных для раннескифской культуры и датирующихся временем киммерийских походов.

Еще раз подчеркнем, что находки эти обнаружены на территориях, где согласно источникам, присутствовали киммерийцы, но не было скифов.
И еще один очень важный нюанс – ни одного предмета доскифского типа на территории Передней Азии не обнаружено.
Исходя из этих положений, Аскольд Иванчик делает вывод что, киммерийцы принадлежали к раннескифской археологической культуре.
С точки зрения археологии, киммерийцев и скифов мы различить между собой не можем. Соответственно, гипотеза о том, что киммерийцы принадлежали к предскифской археологической культуре, не подтверждается – говорит профессор Иванчик, в одной из своих лекций.
Однако, несмотря на то, что археологически скифы и киммерийцы неразличимы, из этого вовсе не следует, что они были единым народом. Дошедшие до нас письменные источники четко идентифицируют киммерийцев, как совершенно самостоятельную этническую группу, оказавшую колоссальное влияние на исторические события в период в конце 8-7 в. до н.э.
Несомненно, киммерийцы были сильнейшими игроками на исторической арене древнего мира. И как это часто бывает в истории – грозное имя народа переживает реальных его носителей. Так случилось и с киммерийцами. Еще долгое время после их исчезновения со сцены истории киммерийцами называли всех грозных номадов не исключая скифов или саков Средней Азии.