– Расскажите пожалуйста об амфорном зале музея-заповедника, в создании которого вы принимали непосредственное участие. – В Танаисе найдено огромное количество керамики. Среди массива находок выделяются амфоры. Амфоры – это тара для транспортировки вина, оливкового масла, рыбных соусов и прочих продуктов и предметов. Из производственных центров они транспортировались в колонии на кораблях. Танаис расположен у реки и бесспорно имел порт, поэтому не было проблем в поставках товаров.
Торговые связи были обширные: с Родосом, другими островными центрами Эгейского моря, с Синопой, Гераклеей Понтийской – перечислять долго. Нами выявлено около 120 центров, из которых товары в амфорах прибывали в Танаис.
Амфора для археолога ценна тем, что по виду сосуда иногда легко можно определять место, где она была произведена и время ее создания. Подсказкой служит и сама форма амфор, и клейма, которые ставили на ней ее производители.
Нами собрана богатейшая коллекция амфор, многие из которых в хорошем состоянии. Дело в том, что в Танаисе найдено немало так называемых закрытых комплексов. Это археологическое понятие. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь погребений, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Танаис пережил три катастрофы, в результате которых были большие разрушения. Рухнувшие дома запечатали подвалы и их содержимое осталось нетронутым.
И поэтому, у нас возникла идея, создать отдельную экспозицию, – амфорный зал. Инициатором был археолог, историк, кандидат исторических наук Сергей Михайлович Ильяшенко. Было это в 1994 году. Время тяжелое. Не было денег. Решено было подать заявку на грант в один из известных фондов. Не особо надеялись, но грант мы получили. Тогда у нас появился первый компьютер и другая оргтехника, и средства на оформление зала. Как оформить экспозицию мы подсмотрели у московских музейщиков и на страницах профильных журналов.
Помещение у нас было. Мы начали потихоньку оформлять выставку. Обстоятельства так сложились, что директор нашего музея-заповедника Валерий Федорович Чеснок не знал о нашей затее. Но как-то зашел в наш зал, увидел, как Ильяшенко сверлит стену для крепежей амфор, и вспылил. Пообещал вычесть за каждую дыру в стене по 40 рублей из нашей зарплаты. Но быстро сменил гнев на милость. Так, постепенно, экспозиция зала сформировалась. Коллекция, по моему мнению – прекрасная. Много целых форм и интересных фрагментов. Отличное пособие для ученых, которые занимаются изучением торговых связей или просто керамикой. И для тех, кто ведет раскопки в Танаисе – нашел фрагмент амфоры, и если сразу не можешь определить производителя – идешь в зал, и моментально определяешь происхождение и время изготовления. В зале все классифицировано.
– Светлана Андреевна, что для вас является символом Танаиса? – Как керамист, я бы сказала, что амфоры. Но это неверно, потому что слишком субъективно. Отдавать предпочтение одной вещи я бы не стала. Бесценен сам памятник – Танаис. Хорошо сохранившийся древний город, который еще многое может нам рассказать. Работы для археологов в нем – на десятки лет.
Фотографии предоставлены С.А. Науменко.