Инесса Канаева

Автор

Скифы | Кто они и откуда пришли

Интервью с доктором исторических наук Сергеем Ивановичем Лукьяшко
Когда и где сложился скифский этнос? На эти вопросы нам ответил заведующий кафедрой Археологии и истории культуры ДГТУ, доктор исторических наук Сергей Иванович Лукьяшко.

Недавно, в Азовском музее-заповеднике состоялся ежегодный научно-практический семинар «Итоги археологических исследований в Азове и на Нижнем Дону в 2023 году».
Известный скифолог Сергей Иванович Лукьяшко был среди докладчиков. Мы давно мечтали познакомиться с этим выдающимся историком, и оказавшись на семинаре, попросили Сергея Ивановича поделиться с нами своими мыслями о происхождении скифского этноса. Он согласился дать короткое интервью.
Сергей Иванович, скажите, кто такие скифы? Почему до сих пор не известно, откуда пришел этот народ?
– По моим представлениям, которые я пытался обосновать в докладе, скифский этнос, сложился не раньше 5 века до н.э. Все, что было до этого, было временем формирования этноса. В этнологии это называется этногенезом и составляющие этнической истории разные: культура, язык, самосознание – все это имеет исторические корни и формируется на протяжении длительного времени и не возникает вдруг и сразу.
К сожалению, в археологии утвердилось мнение, что единство материальной культуры, служит достаточным основанием для того, чтобы приписать исследуемой культуре этническое единство. Но это не совсем так. Мы можем говорить о возникновении этноса, в том месте, где сходятся все основные признаки, тогда как отдельно взятое явление не может подтверждать этничность. То есть, если при раскопках кургана находят мечи скифского типа, то и захоронение определяют как скифское. Но это в корне неверно. Потому что, если этот принцип поставить во главу угла при изучении этничности, то в таком случае получается, что афганские моджахеды с автоматами Калашникова – это русские, потому что у них оружие нашего производства.
Не может отдельно взятый предмет определять этничность. Определить этничность может только совокупность признаков. Причем, если все они сходятся в одной точке.
Для того, чтобы утверждать этническую принадлежность, нужно быть уверенным в языке, самосознании изучаемого населения, единство территории должно быть в обязательном порядке. И хорошо бы еще и политическое единство. Все эти факторы в скифской истории замыкаются на рубеже 6-5 веков до н.э. То есть о скифах как об этносе, как о народе, можно говорить только с этого времени.
Для меня лично нет знака равенства между скифами Передней Азии и скифами, жившими на нашей территории.
При этом иранская языковая принадлежность скифов доказана и не вызывает ни у кого сомнений. Давайте посмотрим, что же происходило с иранской языковой группой? Как она развивалась? Мы видим, что уже в 11-9 веках до н.э., происходит нашествие иранских племен на южный Прикаспий. Идет активное освоение территории иранским миром. Удивительно, но позднее, на эту же территорию приходят скифы. Не является ли это отражением общей иранской традиции связанной с освоением ближневосточной территории?
В своем докладе я пытался рассказать о том, что в традиционном представлении народы рождаются, и это находит отражение в мифологии. Везде, где речь идет о народах, не важно каких – греческих ли, скифских ли, у них есть прародитель, который с кем-то встречается и зарождается народ. Как, например, Геракл и Змееногая Богиня, если говорить о скифах. Это мифологическая традиция. Но мы видим, исторически совершенно иную ситуацию. Она растянута во времени и дает представление о том, что формирование этноса идет очень долго.

Где и в какое время, по вашему мнению, формировался скифский этнос?
– В с воем докладе я не случайно цитировал фрагмент книги Томаса Манна «Иосиф и его братья»:

«Прошлое – это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным? Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его».

И в истории, и в этнологии так и происходит. Потому что когда мы говорим о каком-то народе, мы назначаем условную дату, когда он сложился. А когда начинаем разбираться, оказывается, что ничего подобного. Этот народ сложился на основе предыдущих народов, но каких?
Поэтому однозначно указать точку, когда народ сложился чрезвычайно сложно. Я повторюсь – для этого нужно, чтобы все элементы этнической конструкции собрались в одном месте и в одно время. Вот тогда мы говорим, что это народ.
Возьмем, к примеру русский народ. Мы пытаемся говорить о нем как о народе, жившем еще в Киевской Руси. Но исторически достоверно известно, что русский народ сложился в 16 веке. А до этого были племена и общности. Значит от времен Киева до 16 века 6 столетий шло формирование народа. Тоже самое – американцы. Для того, чтобы сложился народ, им потребовалась жизнь как минимум шести поколений. То есть это длительный и сложный процесс. И поэтому нужно быть осторожными, с этнической терминологией.
Политическое единство – важнейший фактор становления этноса, складывается в скифской истории не ранее начала 6 века до н.э., когда происходит освоение скифами Причерноморья, когда скифы приобретают территориальное единство. И здесь же в Причерноморье появляются цари-вожди. И это тоже происходит на рубеже 6-5 века до н.э.
Но для того, чтобы народ ощущал себя народом, необходимо идеологическое обоснование. Для древних народов, как я уже говорил это всегда миф о прародителях. Народы, воспринимавшие этот миф, прекрасно понимали его метафорический характер, но он служил для объединения этноса. Объединяющие мифологемы в скифской культуре нам известны с 5 века до нашей эры.
Миф и идеология, крайне важны для формирования этноса. Посмотрите, что происходит на наших глазах. Мы только что наблюдали как на соседней западной территории шло формирование новой этничности, нового этнического самосознания и новой идеологии. Мы не воспринимали всерьез истории о выкопанном Черном море, о насыпанных древними украми горах Кавказа. Но наши соседи это воспринимали. Это удовлетворяло народ и формировало этническое самосознание. Это был процесс формирования идеологического единства. «Мы – не они. Мы – отличные от них», декларирует зарождающийся этнос. Это принципиально важно.
Наблюдая за процессами, происходящими на Украине, мы не сразу смогли понять, насколько это серьезно и опасно, и не смогли вовремя отреагировать. Поэтому изучение и знание этого процесса имеет принципиально важное значение. Этническое напряжение сегодня возрастает во всем мире. Неожиданно народы начали противопоставлять себя другим народам. То есть этим нужно заниматься. Это нужно изучать и изучать профессионально.
Этничность развивается, трансформируется постепенно до такого состояния, когда на противоположных концах этого единства, возникают ситуации, при которых выделяются новые формации. Идет формирование диалектных, культурных, материальных признаков, при которых возникают новые этносы, которые противопоставляют себя остальным.
В моем представлении, скифы появляются на фоне раскола, этнического кризиса иранских племен. Скифская культура развивается по нарастающей в 5-4 веках до нашей эры, но затем и она раскалывается. Появляется Малые Скифии, отличающиеся друг от друга в культурном отношении. И Скифия, в результате, гибнет не от того, что плодами раскола воспользовались сарматы, а от того что он изжила, пережила себя. А на ее развалинах начала формироваться новая культура.